Цели как движущий механизм организации

Авторы: Боб Нельсон, Питер Экономи

Любая работа начинается с четких целей — это один из самых проверенных временем принципов менеджмента. В чем заключается самая главная обязанность менеджера? Ответ "постановка целей", скорее всего, окажется где-то вначале списка. В противном случае у менеджера есть серьезные проблемы. В большинстве компаний топ-менеджеры определяют общую цель организации — ее видение. Задача менеджеров среднего звена состоит в том, чтобы ставить конкретные цели и составлять планы действий на основе этого видения. Затем менеджеры и служащие совместно работают над достижением этих целей.

Цели как движущий механизм организации

Вероятно, вам как менеджеру приходится разбираться в огромном количестве разнообразных целей, которые имеют непосредственное отношение не только к вам самим, но также и к вашим подчиненным, вашему отделу и организации в целом. Это море целей может поглотить вас, пока вы будете пытаться хотя бы приблизительно определить важность каждой из них. Между тем, цели указывают нужное направление и предназначение. Не забывайте: если вы представляете что-либо, то в состоянии достичь этого. Цели помогают вам рассмотреть то, куда вы направляетесь и каким образом вы можете попасть туда. А тот способ постановки целей, который вы избрали, может мотивировать (или наоборот — демотивировать) ваших подчиненных к их достижению.

Прежде всего, для того чтобы куда-то попасть, вы должны понять, куда вы хотите двигаться. После того самое время составлять планы, как туда добираться. Такой план действий применим как в бизнесе, так и в личной жизни.

Например, предположим, у вас есть видение того, как открыть новый технологический "инкубатор" в Торонто, провинция Онтарио (Канада). Как вы собираетесь воплотить в жизнь это видение? У вас есть три варианта:

  • стихийный, нецеленаправленный подход;
  • обдуманный, целенаправленный подход;
  • надежда на Господа Бога.

Какой из этих вариантов, по вашему мнению, с наибольшей долей вероятности приведет вас к намеченной цели (или, по крайней мере, поможет в выборе правильного направления)? Конечно, вы правы — только обдуманный, целенаправленный подход.

Ниже перечислен ряд причин, почему следует ставить цели.

  • Цели задают направление. Что касается предыдущего примера (открытие нового технологического "инкубатора" в Торонто) вы, вероятно, могли бы найти миллион различных способов лучше обслуживать банковские счета вашего предприятия в Северной Америке. Однако для того чтобы добиться чего-либо, вы должны сформировать четкое видение — некую цель, к которой нужно стремиться и направлять свои усилия и усилия всей организации. После этого вы можете превратить это видение в цели, которые в конечном итоге приведут вас в пункт назначения. Не имея четких целей, вы обречены на колоссальные потери времени и средств. Если же эти цели постоянно находятся перед вашими глазами, вы можете сконцентрировать свои усилия и усилия своих подчиненных только на тех действиях, которые приблизят вас к достижению намеченного результата.
  • Цели подсказывают вам, как далеко вы зашли. Цели становятся некими вехами на пути к реализации вашего видения. Другими словами, вы всегда знаете, где находитесь в данный момент и сколько еще осталось пройти.
  • Цели помогают вам сделать общее видение достижимым. Вы не сумеете воплотить в жизнь свое видение одним рывком — нужно двигаться шаг за шагом. Если ваше видение сводится к тому, чтобы открыть новый технологический инкубатор в Торонто, то нельзя в пятницу сообщить о своем намерении, а в понедельник войти в новый полноценно работающий офис с полностью укомплектованным штатом сотрудников. До этого момента вам придется достичь множество промежуточных целей — от покупки помещения под офис до закупки канцелярских принадлежностей и заказа визитных карточек — и только после этого вы сможете осуществить задуманное. Вы разбиваете общую цель на отдельные подцели, и благодаря этому она становится достижимой.
  • Цели дают людям то, к чему можно стремиться. Когда для достижения цели нужно приложить определенные усилия, мотивация служащих усиливается. Если же цели достичь слишком просто, мотивация слабеет. Ставьте такие цели, которые интересны вашим подчиненным.

Чтобы цели принесли какую-то пользу, они должны быть тесно связаны с общеорганизационным видением. Па практике это выглядит так: менеджеры создают привлекательное видение, а затем вместе со своими подчиненными ставят цели, которые будут способствовать реализации этого видения. Самые лучшие цели представляются такими:

  1. Немногочисленные и конкретные.
  2. Не слишком простые и не слишком сложные.
  3. Привлекательные — ваши коллеги п подчиненные должны целиком и полностью разделять ваши цели.

Значимость постановки целей и планирования иллюстрирует венчурный капиталист и эксперт по маркетинговым коммуникациям Дебра Джоунс. Она советует бизнесменам не забывать, что в любой момент времени они жонглируют ста шарами: 85 шаров — резиновые; даже если они и упадут, то не причинят никакого вреда. Десять шаров — камешки; при падении они создают много шума, но особого вреда бизнесу не наносят. Однако последние пять шаров сделаны из стекла: если вы уроните хотя бы один из них, он неминуемо разобьется и тем самым создаст большую проблему организации в целом. Постановка целей и составление планов показывают, какими шарами вы в данный момент жонглируете и какие из них нестрашно случайно обронить, а какие падении поставят под угрозу будущее всей организации. Вы знаете, какими шарами жонглируете вы?

http://www.lirikalive.ru/news/maksimilian_voloshin/1-0-8