Лидерство

В каждом коллективе, рабочем или учебном, насчитывающем от трех до десяти человек, всегда складываются небольшие группы единомышленников, объединенных общим интересом. Данная группа или группы, если их несколько, именуются эталонными (референтными).

Интерес, по которому люди объединяются в указанные группы, может быть различным: это и просто потребность в общении, и попытка удовлетворения собственных честолюбивых интересов, и желание не отделяться от большинства. Каждая эталонная группа преследует определенные цели, а также вносит в коллектив положительные или отрицательные веяния, зачастую неосознанно. Если эталонная группа насчитывает от трех и более человек, то появление неформального главы или лидера, неизбежно. В каждом городе световая реклама пестрит объявлениями о грядущих тренингах, на которых в вас откроют лидерские качества и научат управлять людьми. Для начала вам не помешает немного теории. В психологии отношений выделяется несколько типов лидеров:

  1. Вожак. Вожак бесспорно наиболее авторитетный представитель группы, что достигается благодаря развитому дару убеждения и внушения. Вожаки, как правило, довольно энергичные, уверенные в себе, интеллектуально развитые люди, способные к легкому и дипломатичному общению.
  2. Лидер. Лидер обладает менее развитым даром убеждения, который в большинстве обстоятельств редко выходит за пределы влияния референтной группы. В отличие от вожака, лидеру приходится принимать активное участие в работе, будь то создание дизайна или монтаж баннеров. Они способны убеждать лишь собственным примером.
  3. Ситуативный лидер. Данный тип лидерства действует только в определенной ситуации. Ситуативный лидер способен взять на себя бразды правления лишь в определённых ситуациях. Примером такого лидерства может служить главенствование в спорте или во время каких-либо других мероприятий.

Личность лидера имеет огромное влияние на производительность всего коллектива. В особенности если речь идёт об интеллектуальном труде и творческой деятельности. Качество конечного продукта, будь то вывеска банка или название бренда, в первую очередь зависит от правильной организации трудового процесса и межличностных отношений внутри команды. Для руководителя важно иметь понятие о тех неформальных группах, которые присутствуют в коллективе, и при помощи лидера конкретной группы менять морально-психологический настрой работников в положительную сторону. Выявить лидеров эталонных групп поможет составление стандартных опросов, включающих в себя сведения о предпочтениях в деятельности, оснащении места работы, выборе напарника или помощника.