Как создать систему нематериальной мотивации персонала
Проблема эффективной мотивации сотрудников всегда остро стоит перед любым руководителем. Материальная мотивация путем увеличения заработной платы и дополнительных премий – это лишь вершина айсберга, поскольку постоянно повышать денежные выплаты просто невозможно.
Во-первых, бюджет любой организации имеет свой лимит. Во-вторых, незаслуженное повышение денежных выплат может вызвать обратный эффект и демотивировать. Наконец, в-третьих, всегда есть риск потерять ценные кадры в самый неподходящий для организации момент из-за более выгодного предложения. Во всех этих случаях на помощь приходит нематериальная мотивация сотрудников. И главное, чтобы она была последовательной и системной.
Правила создания системы нематериальной мотивации сотрудников
- Внимание всем категориям сотрудников. Поощрение одинаково необходимо всем категориям работников, включая тех, чей труд напрямую не связан с прибылью. Достижения секретарей, бухгалтеров и уборщиков невозможно выразить в денежном эквиваленте, также как успехи менеджеров по продажам или закупщиков. Тем не менее, каждый сотрудник достоин признания его труда и похвалы. Если речь идет о крупной компании, то данная задача ложится на плечи руководителей подразделений.
- Мотивация должна соответствовать текущим задачам компании. Введение нематериальной мотивации сотрудников несмотря на название почти всегда требует денежных затрат. Поэтому все проводимые мероприятия должны работать на решение бизнес-задач. К примеру, если нужно сформировать команду, то отличным вариантом станут тренинги по командообразованию.
- Персональный подход к каждому сотруднику. Применение общих методов нематериальной мотивации будет столь же неэффективным, как и полное их отсутствие. Дело в отличии истинных потребностей каждого работника, подробно описанных в пирамиде Маслоу. Работа в слаженной команде, наставничество, общественное признание или корпоративные спортивные мероприятия – выбор факторов мотивации огромен. Регулярно проводите анализ потребностей, поскольку со временем удовлетворенная потребность переходит на следующий уровень.
- Интерес и новизна. Мотивационные программы необходимо регулярно обновлять и менять, чтобы сохранить их эффективность.
- Развитие компании. По мере роста организации необходимо расставлять новые акценты в системе мотивации. Если на начальном этапе отлично подойдет энтузиазм, то со временем нужно добавлять методы коллективного признания.