Smart-цели

Авторы: Боб Нельсон, Питер Экономи

Существует бесчисленное множество целей: краткосрочные и долгосрочные, конкретные и расплывчатые, простые и сложные, достижимые и недостижимые.

Smart-цели

Все это хорошо, однако самое главное в постановке цели — ее последующее достижение. Поэтому цели должны быть, прежде всего, понятными, реалистичными и достижимыми. Вы понапрасну тратите свое время (и время остальных сотрудников), если проводите многочисленные совещания лишь для того, чтобы, в конце концов, иметь перед собой невыполнимые цели.

Лучшими целями представляются так называемые SMART-цели (от англ. smart — умный):

  • Конкретные (specific). Цели должны быть четкими и однозначными; только в этом случае служащие знают, что от них требуется, когда и в каком объеме. Кроме того, с помощью конкретных целей не составит особого труда оценить эффективность отдельного работника или команды.
  • Измеряемые (measurable). Если ваши цели нельзя измерить, вы никогда не будете точно знать, делают ли ваши подчиненные какие-то успехи на пути к их достижению. И не только это. Вашему персоналу будет непросто сохранить мотивацию к достижению целей, если они не видят, что удалось сделать на данный момент.
  • Достижимые (attainable). Цели должны быть реальными и достижимыми для большинства сотрудников — не слишком высокими, но в то же время и не слишком низкими. Устанавливать заведомо завышенные или заниженные цели бессмысленно, поскольку сотрудники естественным образом начинают пренебрегать ими.
  • Релевантные (relevant). Цели должны соотноситься с видением и миссией всей компании в целом, а также двигать ее вперед. В соответствии с правилом Парето 80/20 менеджеры должны уделить наибольшее внимание постановке 20% целей, которые охватывают 80% деятельности всех служащих компании и оказывают определяющее внимание на их эффективность.
  • Соотнесенные по времени (time-bound). Каждая цель должна иметь график, где четко обозначены даты начала и конца ее достижения. Это необходимо потому, что если сотрудники будут придерживаться установленного срока, это поможет им достичь поставленной цели вовремя или даже раньше. Цель без четко определенного срока достижения, как правило, теряется на фоне ежедневных кризисов, которые неизбежны в любой организации.

SMART-цели — это своего рода ориентир при постановке целей, однако существуют и другие факторы, которые вы должны принимать во внимание. Эти факторы помогают вам удостовериться в том, что цели, которые вы согласовали со своими подчиненными, понятны и достижимы для любого сотрудника вашей организации.

  • Удостоверьтесь, что цели связаны с ролью ваших подчиненных в организации. Достижение каждой цели должно входить в прямые должностные обязанности сотрудника (а не быть задачей, которую нужно выполнять в свободное время), а иметь связь с его работой.
  • По возможности используйте ценности, чтобы направлять поведение сотрудников. Такие ценности, как честность, справедливость, уважение и прочее, очень важны для поддержания организационной целостности. Лидеры должны своим примером подтверждать важность этих качеств и вознаграждать сотрудников, которые также их демонстрируют.
  • Простые цели — лучше. Чем проще для понимания ваши цели, тем больше шансов, что сотрудники будут стремиться к их достижению. Цели должны быть лаконичными, броскими и легкими для прочтения и понимания, а также выражаться в одном предложении. Если вы описываете какую-то цель более чем одним предложением, попробуйте разбить ее на подцели.

Меньше - значит лучше

Следите за тем, чтобы количество целей, которые вы ставите перед своими подчиненными, поддаются реальному отслеживанию — и вам, и им. Избыток целей, как правило, приводит к тому, что ничего так и не будет сделано. Поэтому руководствуйтесь принципом "меньше — значит лучше".

  • Выбирайте две-три цели, на которых вы сможете сосредоточиться. Люди не могут одновременно контролировать больше двух-трех целей. Если ставить перед подчиненными слишком много целей, они будут вынуждены игнорировать некоторые цели, а результаты будут совершенно непредсказуемыми.
  • Выбирайте самые релевантные цели. Ваш рабочий день ограничен, поэтому имеет смысл сосредоточить усилия на нескольких целях, которые обещают наибольшую отдачу. Задайте себе вопрос: "Какие одна-две вещи могут сильнее всего повлиять на наш успех?"
  • Выбирайте цели, которые больше всего соответствуют миссии вашей организации. Может случиться так, что вы захотите заняться сложными, интересными и забавными целями, которые, однако, далеки от миссии вашей организации. Не делайте этого.
  • Время от времени пересматривайте свои цели и при необходимости вносите нужные поправки. Рынок и деловое окружение претерпевают постоянные изменения, следовательно, и цели тоже. Если цель важна для вас сегодня, это не означает, что она останется таковой завтра. Время от времени пересматривайте свои цели, чтобы удостовериться, что они по-прежнему соответствуют тому видению, которое вы стремитесь воплотить в жизнь. Если это так, продолжайте идти выбранным путем. Если же нет, встретьтесь со своими подчиненными и пересмотрите эти цели.

Не следует ставить сразу слитком много целей — это может оказать отрицательное психологическое влияние на вас и ваших подчиненных. Вы добьетесь гораздо большего, если поставите перед собой лишь несколько значимых целей, после чего направите свои усилия на их достижение. Не забывайте, что менеджмент — это не игра, в которой один громкий успех следует за другим. Наоборот, менеджмент — это ежедневное решение возникающих проблем и ежедневная реализация представляющихся возможностей, когда вы медленно, но уверенно улучшаете свою организацию.

SMART-ЦЕЛИ

http://13fish13.ru/news/kak_lovit_zimoj/1-0-5