Бережливое производство

Бережливое производство - это универсальный термин, описывающий набор технических приемов, которые компании используют для снижения издержек (например, «точно-в-срок» и общее управление качеством). Пионером бережливого производства стала компания Toyota. Ее система состоит из трех элементов: перестройка каждого процесса и превращение его в часть непрерывного потока; создание многофункциональных команд; постоянное стремление к улучшению качества и снижению издержек.

Термин «бережливое производство» - относительно недавний, но само это явление возникло гораздо раньше, в послевоенной Японии, в частности, с развитием Toyota Motor Company. В начале (1918 г.) компания называлась Toyota Spinning & Weaving Co. В 1930-е гг., после внедрения автоматических ткацких станков, компания поняла, что ей надо заняться чем-то другим. Киичиро Тойода, сын основателя фирмы, получил образование инженера, бывал в США и Европе. Он решил, что будущее- за автомобилестроением. В 1936г. компания стала называться Toyota. После Второй мировой войны Тойода объявил о своем намерении «через три года догнать Америку. Иначе автомобилестроение Японии не выдержит». (Тойода оставался президентом компании до 1950 г. Члены семьи Тойода управляли ею до 1995 г.) Через 12 лет фирма начала наступление на автомобильную отрасль США.

Как компания достигла своей замечательной цели - это и есть история бережливого производства. В главном офисе Toyota в Японии висят три портрета: основателя компании, нынешнего президента Toyota и гуру менеджмента из США У. Эдвардса Деминга. Деминг был вдохновителем и разработчиком методов, которые легли в основу концепции бережливого производства.

Как работают идеи

Компания Toyota стала символом бережливого производства. Toyota пришла к тому, что называется «тощим» производством или производственной системой Toyota, усердно применяя принципы общего управления качеством. (Ее архитектором считается Таичи Оно, написавший небольшую книгу о Toyota и ставший позднее ее консультантом.) С точки зрения Toyota, в «тощем» производстве не было ничего революционного. Концепция бережливого производства вытекает из приверженности компании идеям качества. Ее корни прослеживаются в идеях У.Эдвардса Деминга (1950-е гг.).

Бережливое производство основано на трех принципах.

Первый - правило «точно-в-срок». Нет смысла выпускать машины или что-либо еще в слепой надежде, что на это найдется покупатель. Расточительство (muda) - это плохо. Производство должно быть тесно связано с требованиями рынка.

Второй - ответственность за качество лежит на всех, нарушения должны исправляться, как только они обнаруживаются.

Третий - это концепция «потока стоимости». Компания - это не набор разрозненных продуктов и процессов, а неразрывное, единое целое, поток, включающий поставщиков, а также потребителей.

Производственная философия Toyota достигла пика в 1990 г. с запуском модели «лексус». Сначала «лексус» считался триумфом японской имитации. Газетчики смеялись над нахальством компании: «Если бы Toyota налепила звезду „мерседеса" на капот „лексуса", никто бы и не заподозрил подвоха».

«Лексус» позволил Toyota совершить прорыв. Конструкторы Toyota обогнали Mercedes и BMW. Toyota охотно сообщает, что для разработки «лексуса» потребовалось семь лет, два мрлд дол., 1400 инженеров, 2300 техников, 450 прототипов и 200 патентов. Стандартный набор опций включает спутниковую систему навигации и многое другое. Как правило, ни одна деталь не остается без внимания. Toyota с выгодой для себя представила тот факт, что машина испытывалась в Японии: миля за милей тщательно построенных шоссе, точно копирующих дороги США, Германии и Великобритании. Toyota даже установила там соответствующие дорожные знаки.

«Лексус» обогнал своих соперников в том, что касалось опыта владения таким автомобилем. Даже когда что-то шло не так, обслуживание оставалось хорошим. (В определенном смысле, обслуживание клиентов можно считать распространением принципа «точно-в-срок» за пределы производства.)

Как только появлялись проблемы, автомобиль отзывался. Фирма заставляла своих дилеров лично и безотлагательно обзванивать клиентов. Это предотвращало накопление негативных эмоций и укрепляло канал общения с потребителями. «Лексусы» ломались, как и все машины, но проблемы удавалось решить по-дружески, по-человечески. «Лексус» доказал, что способность Toyota быть впереди осталась неизменной.

Первой машиной Toyota стала модель «АА». Для подстраховки компания продолжала и свой прежний бизнес - ткацкие станки выпускались до начала 1950-х гг. В 1950-е гг. Toyota открыла представительства на Тайване и в Саудовской Аравии. Компания начала выпускать погрузчики (и стала мировым лидером на этом рынке), в 1955 г. вышла на рынок США, а в 1965 - Великобритании.

Первое наступление на американский рынок оказалось неудачным. Модель «краун», созданная для японского рынка, плохо подходила для американских шоссе. Тем не менее умение приспосабливаться к обстоятельствам и упорство позволили компании занять свое место на рынке США в 1960-е гг. В 1968 г. успех модели «королла» позволил сделать рывок вперед: к 1975 г. Toyota стала автоимпортером № 1, обогнав Volkswagen. Одновременно компания завоевала прочную репутацию благодаря качеству и надежности. В 1984 г. Toyota учредила совместное предприятие с General Motors для сборки своих машин в Калифорнии, а также выпуска GM Prizm, стимулировав интерес западных компаний к Toyota и ее методам.

Успех сопутствовал Toyota. Модель «камри» стала самым популярным автомобилем в США в 1997 г. Сейчас Toyota - третий по величине автопроизводитель в США (после GM и Ford). Она выпускает 4,5 млн автомашин в год. В Японии она занимает 40% рынка. Прибыль до уплаты налогов в марте 2002 г. составила 1,11 трлн иен. Так Toyota стала первой нефинансовой компанией, заявившей прибыль более 1 трлн иен (около 7,5 мрлд дол.).

За всем этим ощущается влияние У. Деминга и Уолтера Шухарта, чьи исследования в области статистического контроля легли в основу многих новых производственных методик. Решение Toyota воспользоваться философией качества Деминга стало поистине судьбоносным. Пока западные компании в 1970-х гг. выпускали неэкономичные машины, используя дорогостоящий труд огромного количества недовольных своей жизнью работников, Toyota рвалась вперед, воплощая идеи Деминга. В начале 1980-х гг. западные компании, наконец проснулись и начали «проповедовать» евангелие от Деминга. Но было уже поздно - Toyota давно всех опередила. (Именно поэтому Toyota не стала скрывать от западных компаний, в чем секрет общего управления качеством.)