Бенчмаркинг

Слово «бенчмаркинг» вошло в моду в 1980-1990-е гг. (хотя на самом деле оно связано с методиками управления качеством). Главная идея заключается в сравнении эффективности компаний или отделов. Бенчмаркинг, или эталонное сравнение, подразумевает тщательное изучение производительности, качества и стоимости в подразделениях и областях деятельности внутри компании в сопоставлении с опытом других организаций.

Принцип, лежащий в основе эталонного сравнения (или бенчмаркинга передового опыта, как его иногда называют), очень прост. Если вы хотите улучшить отдельный аспект своей организации или услугу, которую она предоставляет, найдите тех, кто хорошо справляется с аналогичной деятельностью, и используйте их в качестве эталона для повышения своих собственных стандартов. По сути дела это способ подтянуться.

Обычно по результатам изучения деятельности других отделов или организаций создается база данных. Полученная информация используется для сравнения производительности оцениваемого отдела с подобным опытом в других местах.

Для бенчмаркинга используются три различные методики:

  1. Образцовая практика (BDP, best-demonstrated practice): этот метод успешно применяется в течение последних 15 лет. Он заключается в сравнении эффективности подразделений одной фирмы. Например, объем продаж на квадратный фут в одной торговой точке можно сопоставить с аналогичным показателем другого магазина той же сети, так же как и затраты на электроэнергию, охрану или какие-либо иные расходы. Метод образцовой практики обычно дает большие расхождения. Некоторые из них объясняются невозможностью сравнения, но чаще всего это происходит из-за повышенной дееспособности одного из подразделений или использования им передовых технологий. В таком случае этот участок можно использовать как стимул к повышению производительности на всех остальных.
  2. Относительная позиция по издержкам (RCP, relative cost position): это анализ каждого элемента структуры затрат (например, производственный труд) на денежную единицу продаж в компании X по сравнению с аналогичными показателями конкурента Y. Справиться с RCP-анализом очень трудно, но его результаты представляют большую ценность, как для знания стратегий конкурентов, так и для сокращения расходов.
  3. Наилучшая родственная практика (pP, best related practice): метод, аналогичный BDP, с той разницей, что он используется для сопоставления связанных между собой компаний (как правило, не конкурирующих друг с другом) и позволяет сделать прямые сравнения благодаря сотрудничеству фирм при сборе и обработке данных.

Как работают идеи

Эталонное сравнение - это не попытка клонировать организации и не индустриальный шпионаж. Это не измерения ради измерений. Логика бенчмаркинга проста: зачем тратить время и усилия, пытаясь изобрести колесо, если можно приспособить для собственных нужд чужое. Бенчмаркинг обычно включает следующее:

  • продумывание усовершенствований, обеспечивающих серьезный вклад в конкурентоспособность;
  • выявление организаций или бизнес-единиц с наиболее высокой производительностью в ключевой области;
  • установление контактов между организациями для образования партнерств по бенчмаркингу, способствующих изучению внутренних процессов;
  • определение значимых показателей эффективности (метрик);
  • установление новых целей в ключевых областях на основе наблюдений за тем, что происходит в организациях-эталонах;
  • применение передового опыта для достижения целей и, если возможно, постановки новых.

Компании, которые всерьез занимаются эталонным сравнением, например Xerox Corporation, имеют сеть партнеров по бенчмаркингу по самым разнообразным видам деятельности - как в самой организации, так и вне ее. Так, производственная компания может оценивать эффективность своей транспортной службы или доставки, сопоставляя работу собственных бизнес-единиц или сравнивая ее с деятельностью предприятий, специализирующихся на транспортных услугах, таких как курьерские фирмы. Та же компания может проанализировать и свою бухгалтерскую систему, ориентируясь на практику, принятую в компании финансовых услуг, и так далее.